Меню

Просечное железо своими руками

Юный техник 1985-04, страница 60

ПРОСЕЧНОЕ ЖЕЛЕЗО

В конце XIX века листовой металл стал распространенным кровельным материалом, особенно в городах. И в работе с ним сказалась извечная потребность народных мастеров творить красоту. Если плотники и резчики украшали дом деревянным резным декором, то мастера-жестянщики создавали ему в лад не менее выразительное убранство из кружевной жести. Оно не только дополняло деревянный декор, но и становилось своеобразным венцом всего архитектурного сооружения.

Вдоль конька крыши мастера укрепляли ажурный гребень, по краям которого иногда устанавливали миниатюрные башенки с флюгерами. Поскольку они находились высоко, а значит, и далеко от глаза наблюдателя, силуэтное изображение старались делать обобщенным, без из

лишних мелких деталей. Оно должно было четко вырисовываться на фоне неба, оставаясь видимым даже в сумерки. Обычно вырезали силуэт человека птицы или зверя.

На оголовке печной трубы устанавливали навершие, защищающее дымоход от попадания в него дождя и снега. Некоторые навершия напоминают сказочные терема. И это не случайно: видимый издалека дым-ник служил как бы своеобразной визитной карточкой дома.

Традиции художественной обработки листового металла продолжают жить почти во всех уголках нашей страны, где кровельным материалом служит листовая сталь. Поэтому не редкость на крышах сельских и дачных домов гребни, идущие по коньку и фронтону, дымники, флюгеры, воронки водосточных труб декорированные ажурной просечкой.

Технику просечки листового металла можно с успехом применить при декорировании беседок, навесов, ограждений балконов. Просечным железом можно украсить садовый домик, уголок сказок в пионерском лагере и даже прихожую в современной квартире, поскольку просечной металл прекрасно смотрится и в интерьере. Для прихожей желательно выполнить сразу весь гарнитур, оформленный в едином стиле. В него могут входить светильник, декоративное панно, рамка к зеркалу, два настенных подсвечника, вешалка.

Просечные украшения внешнего архитектурного декора выполняются из тонкой листовой стали, называемой в быту кровельным железом. Обычно

Источник

Украшения из просечного железа

На Руси просечной металл широко применялся в прошлом и сейчас используется для декоративной отделки домашней утвари, оконных проемов, свесов крыши, флюгеров и различных наверший. Кроме этого, просечной металл применяется при изготовлении коньковых решеток, сливов и наверший водосточных труб, вывесок, всевозможных фонариков и подсвечников, а также различных ювелирных изделий.

Изделия из просечного металла бывают довольно крупных размеров, как например, купольные кресты (рис. 1) или свесы купола колокольни Ивана Великого, и очень маленькие, которые применяются в ювелирных изделиях, шкатулках или сувенирных маленьких книжках. Изделия из просечного металла делают плоскими, объемными или комбинированными. Листовой металл для них может быть как черным, то есть низкоуглеродистая сталь, называемая жестью, так и цветным — медь, латунь, алюминий и др. толщиной от 0,1 до 2 мм. В некоторых случаях просечку делают и в металле толщиной более 5 мм.

В качестве основного инструмента для просечки используют молотки весом от 0,1 до 2 кг. Просечной инструмент: сечки, зубильца, стамески, а также пуансоны различных размеров и конфигураций; основы, на которых производят просечку.

Кроме основного инструмента понадобятся напильники и надфили разных профилей и размеров для опиловки внутренних и наружных торцевых поверхностей; ручная или электрическая дрель со сверлами разных диаметров, лобзик с пилками для металла, шлифовальные шкурки, полировальные кожаные и фетровые круги, паста ГОИ и другие инструменты и приспособления, о которых мы расскажем ниже.

На примере «свеса» с относительно несложным рисунком рассмотрим технологический процесс изготовления простых просечных изделий.

В качестве материала для просечки можно взять металл от консервной банки «Сгущенное молоко» или растворимого кофе «Нескафе». Консервным ножом вырезают крышку и донышко у пустой банки, а затем ножницами для металла разрезают вдоль цилиндрическую часть банки и аккуратно разворачивают ее в плоскость. Однако она развернется в плоскость только в том случае, если мы отрежем предварительно ножницами верхний и нижний буртики.

Хочется сразу предупредить, что работать с листовым металлом надо очень аккуратно, так как острые кромки и заусенцы могут поранить руки. Поэтому вначале, пока не приобретен опыт работы с листовым металлом, необходимо работать в кожаных перчатках. Кромки металла надо притуплять напильником или лезвием ножниц.

Когда лист металла выровнен, можно приступать к разработке эскиза. Например, вы остановились на варианте, показанном на рис. 2, п. 5. С помощью чертежных инструментов вычерчивают на ватмане или миллиметровке выбранный рисунок, а затем через копирку переносят его на металлическую полосу. Можно также вырезать этот рисунок, приложить к металлическому листу и обвести его по контуру.

Процесс просечки начинают со сверления отверстий в узловых местах изделия (рис. 2, п. 1). Для этого металлическую заготовку (рис. 2, п. 6) прибивают маленькими гвоздиками к деревянной план-
ке (рис. 2, п. 7) в местах, как показано на рис. 2, п. 2. Сверла необходимо заточить на угол 130-140° (рис. 3), что обеспечит листовых материалов.

Сначала производят просечку внутренних элементов (рис. 2, п. 3), а затем вырезают ножницами для металла наружный контур (рис. 2, п. 4). В зависимости от того, какое изделие хотят получить — плоское или немного выпуклое, выбирают вид инструмента и основы. Для полу-
чения плоского изделия (рис. 4, п. 2) применяют сечку (рис. 4, п. 1) или стамеску с односторонней заточкой и основание из толстого медного или железного (незакаленного) листа (рис. 4, п. 3). Для получения выпуклого изделия (рис. 4, 6) применяют зубильце (рис. 4, п. 4) с двухсторонней заточкой и мягкую основу — торец дерева или свинцовую плиту (рис. 4, п. 5).
При просечке необходимо соизмерять размеры элементов заготовки с размерами просечного инструмента, то есть маленькие внутренние элементы просекают маленькими сечками, а большие — стамесками.

Читайте также:  Ремонт провода abs своими руками

Сечки изготавливают из углеродистой стали марок 65-70 или У7А, У8А. Режущую кромку закаливают до твердости HRC — 52-60 единиц. Ширина сечек может быть 4-20 мм, а по форме лезвия сечки — прямые и полукруглые. Угол заточки сечки 15-35° в зависимости от твердости материала: для мягкого материала угол заточки — 15°, для твердого — 35°

При просечке режущую кромку инструмента устанавливают на линию рисунка и после удара молотка перемещают по линии на ширину инструмента. Кривые линии просекают желобчатыми сечками или сечками с узким лезвием.

После высечки внутренних элементов и обрезки внешних торцевые поверхности обрабатывают от заусенцев надфилями различного профиля, а поверхность готового изделия шлифуют шкурками разной зернистости (от крупной — к мелкой) и полируют до зеркального блеска пастами ГОИ. При больших поверхностях изделий процесс шлифовки и полировки обычно механизируют: применяют шлифовальные машинки и дрель с полировальными кругами.

После окончательного изготовления изделия необходимо продумать вопрос его крепления. Обычно крепят при помощи маленьких гвоздиков, подбирая их по цвету к основному металлу. Головки гвоздей необходимо подшлифовывать.

А. Навроцкий,
По материалам журнала «Делаем сами»

Источник

Просечное железо своими руками

Во многих старинных изделиях ажурная просечка металла и ковка были, как правило, неотделимы друг от друга. Закончив ковку, кузнец затем приступал к просечке. Выковывая, например, дверные петли, мастер расплющивал свободные их концы до тех пор, пока они не превращались в тонкие листы. Сняв отжигом возникшее при ковке внутрикристаллическое напряжение, так называемый наклеп или нагартовку, он укладывал петли поочередно на торец массового чурбана и высекал в мягком тонком металле ажурные узоры с замысловатым переплетением стилизованных растительных побегов. Просечные украшения петель в старину называли жиковинами. Петли-жиковины преображали деревянную дверь, делали ее более нарядной. Декоративное убранство двери дополняла накладка под дверное кольцо и личина замка, тоже украшенные просечными узорами (рис. 1).

Рис. 1. Изделия из просечного железа (петля-жиковина, личина)

В XVI–XVII веках наСевере, особенно в Вологодской области, технику ажурной просечки листового металла применяли при изготовлении многих предметов быта. Листами и полосками с просечными узорами обивали сундуки, подголовники, шкатулки и ларцы. Часто просечными узорамиукрашались выполненные из листового металла подсвечнки идругие светильники.

В конце XIX века листовой металл стал распространенным кровельным материалом, особенно в городах. И в работе с ним сказалась извечная потребность народных мастеров творить красоту. Если плотники й резчики украшали дом разным декором, то мастера жестянщики соадавали ему в лад по менее выразительное убранство из кружевной жести. Оно не только дополняло деревянный декор, но и было своеобразным венцом всего архитектурного сооружения.

Вдоль конька крыши мастера укрепляли ажурный гребень, по краям которого устанавливали иногда миниатюрные башенки с флюгерами, вырезанными из жести со знанием дела. Поскольку они находились высоко, а значит, и далеко от глаза наблюдателя, силуэтное изображение старались делать обобщенным, без излишних мелких деталей. Оно должно было четко вырисовываться на фоне светлого неба, оставаясь видимым даже в сумерки. Обычно вырезала силуэт человека, птицы пли зверя. При легком дуновении ветерка фигурки отворачивались от него. И быть может, отсюда пошло известное выражение «держать нос по ветру». Флюгера устанавливали не только на гребне крыши, но и ещё выше – на вершине оголовка печной трубы. Каждое навершие – это, по сути дела, маленькая беседка, защищающая дымоход от попадания в него дождя, и cнегa. Некоторые из них порой напоминают сказочные терема. И это не случайно. Ведь видимый издалека дымник служил как бы своеобразной визитной карточкой дома. Как и настоящие архитектурные сооружения, дымники имеют самые разнообразные формы крыш: двускатную, шатровую, пальмовую (четырехскатную), сводчатую (полуцилиндрическую), шпилеобразную, четырехщипцовую (имеющую четыре фронтона или щипца) и с крестовым сводом. Дымник и другие архитектурные детали из просечного железа приведены на рис. 2 и 3.

Традиции художественной обработки листового металла продолжают жить в наше время почти во всех уголках нашей страны, где кровельным материалом служит листовая прокатная сталь. Поэтому не редкость встретить на крышах современных домов гребни, идущие по коньку и фронтону, дымники, флюгеры и воронки водосточных труб, декорированные ажурной просечкой.

Рис. 2. Изделия из просечного железа:

1 – современный дымник (г. Тюмень);

2, 3 – гребни фронтонов (Горьковская обл.).

Технику просечки листового металла можно суспехом применить при декорировании сооружений так называемой малой архитектуры: беседок, навесов, домиков, ограждений балконов. Просечным железом можно украсить интерьер садового домика, уголок сказок впионерском лагере, прихожую в современной квартире. Для прихожей, например, желательно выполнить сразу весь гарнитур, оформленный просечным материалом ведином стиле. В него могут входить светильник, декоративное панно, рамка к зеркалу, два настенных подсвечника, а также легкая вешалка с полкой для одежды иголовных уборов.

Читайте также:  Ремонт алюминиевого окна своими руками

Рис. 3. Навершие железное просечное (XVIII в.)

Просечные украшения архитектурного декора выполняются из тонкой листовой стали, называемой: в быту кровельным железом. Обычно кровельная сталь имеет толщину 0,35—0,8 мм, ширину – 510—1250мм, и длину – 710—2500мм. Поскольку в ней содержится оченъ мало углерода, она обладает достаточно высокой пластичностью – легко гнется, режется ножницами и просекается стальными сечками. Кроме обычной стали, для просечных работ применяется также оцинкованная, имеющая высокую антикоррозийную стойкость.

Для изготовления различных бытовых предметов применяют и другие металлы: латунь, медь и алюминий. Толщина листа но должна превышать 2 мм, только алюминиевый лист может быть толще (около 3 мм). Такое ограничение объясняется тем, что более толстый металл просекать трудно дажо слесарными зубилами. Перед началом резания и просекания металл необходимо отжечь, чтобы снять внутрикристалличоское напряжение, которое обычно возникает в нем в процессе обработки на прокатном стане.

Тонкий листовой металл – скажем, жесть от консервных банок – обжигают, накалив докрасна, и опускают в холодную воду, чтобы удалить окалину и остатки сгоревшего лака. Затем жесть отбеливают в 10 %-ном растворе соляной кислоты.

На рис. 4. изображен светильник в форме фонаря иразвертка его деталей.

Рис. 4. Фонарь из просечного металла:

2 – развертки деталей и сборочный чертеж

На первых порах вы можете воспользоваться готовыми чертежами и рисунком орнамента. Развертки вычертите на листе бумаги в натуральную величину., а затем переведите их контуры на латунный, стальной или медный лист толщиной не менее 1 мм.

Переводить чертеж разверток и рисунок орнаментальной композиции можно с помощью чекана-канфарника или кернера. Прикрепите бумагу к металлическому листу небольшими комочками пластилина или же приклейте по углам быстросохнущим клеем. Поставив боек кернера на линию рисунка, нанесите точный, но несильный удар. Достаточно, чтобы на поверхности металла осталась небольшая четкая вмятина-точка (керн). Перенося на металл прямые или слегка изогнутые длинные линии, интервал между точками можно делать сравнительно большим. Но там, где нужно с бумаги на металл перевести сложные контуры мелких деталей, расстояние между кернами уменьшают. Затем кернером нужно перевести на металл угловые точки разверток и центры окружности. Закончив кернение, снимите бумагу и соедините угловые точки разверток рисками с помощью стальной чертилки и проведите циркулем окружности.

Более простой способ нанесения рисунка на металл заключается в следующем. Металл обезжиривают крепким раствором, пищевой соды. Затем на его поверхность наносится тонкий слон гуашевой краски (желтой или белой). Когда краска высохнет, переводите рисунок на металл через копировальную бумагу и закрепите быстросохнущим клеем, прозрачным лаком, нанося его пульверизатором или тампоном.

Крупные узоры архитектурных украшений переводят на кровельное железо с помощью шаблонов, которые вырезают из тонкой фанеры или плотного картона. Шаблон представляет собой раппорт, то есть повторяющийся неоднократно элемент заранее разработанного орнамента в натуральную величину. Если выполняется узор в полосе, то его обводят последовательно вдоль проведенной. прямой линии. Обводят шаблон стальной чертилкой или жировым карандашом «Стеклографом». Последний можно сделать своими руками, составив пишущую массу из 4 весовых частей воска или парафина, 1 части топленого сала (можно взять кулинарный жир) и 2 частей черной порошковой краски или же печной сажи. В расплавленный воск добавьте остальные компоненты и массу тщательно перемешайте. Заранее приготовьте трубчатые стебли травянистых растений, например дягиля. Их в любое время года можно срезать в саду или возле дома. Если же по каким-либо причинам полые стебли растений заготовить не удалось, трубочки можно свернуть из полоски бумаги, намотав ее на карандаш и смазав каждый виток клеем. Трубочки перед заливкой в них расплавленной пишущей массы воткните в пластилин, который заранее прикрепите к поверхности стола или верстака.

Просекают листовой металл на торце массивного березового или букового кряжа, который принято называть топчаном или стулом. Не всегда удается приобрести кряж большого диаметра, на котором бы полностью смогла уместиться заготовка, особенно архитектурных украшений: наверший, гребней, дымников. Чтобы крупные листы находились в одной плоскости с торцом топчана, нужно рядом поставить скамеечку одинаковой с ним высоты. Можно также к кряжу на уровне торцевой поверхности прибить широкую доску, подперев ее снизу скошенной распоркой. Такая полочка будет надежно удерживать лист в горизонтальном положении, не давая ему гнуться и мяться в процессе работы.

Листовой металл просекают на торце топчана специальными сечками (рис. 5). Если лист очень толстый, то вместо сечек применяют слесарные зубила, положив лист на наковальню или на массивную стальную плиту. Сечками просекают листовую сталь толщиной но более 1 мм или же мягкие цветные металлы толщиной до 2 мм, а алюминий – до 3 мм. Сечка представляет собой небольшое долото. Полотно сечек изготавливают из инструментальной стали У8 и У10. Рабочую часть их закаляют. Ширина полотен от 4 до 20 мм. Рукояти вытачивают из бука, клена или березы. Чтобы предотвратить раскалывание древесины от ударов молотка, сверху на ручку набивают металлическое кольцо. Сечки, предназначенные для выполнения крупных работ из кровельного железа, можно изготовить из долот и стамесок. Нужно наготовить сечки с прямыми лезвиями, полукруглыми и желобчатыми.

Читайте также:  Ремонт трансмиссии своими руками

Рис. 5. Инструменты и приемы работы сечкой:

1 – полукруглая и желобочная сечки, зубила с полукрутым и прямым лезвием, чекан, шгблон дпя измерения углов заточки;

2 – госледовательность просекания листовою материала

Стальные листы, имеющие толщину более 1 мм, просекают слесарными зубилами с прямыми и полукруглыми лезвиями. Промышленность выпускает зубила с шириной лезвии 5, 10, 16 и 20 мм, длина которых соответствует 100, 125, 160 и 200 мм. Если нет в продаже зубил с полукруглыми лезвиями, их изготовляют из обычных слесарных зубил. Угол заточки зубила следует выбирать в зависимости от твердости листового металла. Угол заострения инструментов, предназначенных для рубки алюминия, должен составлять 35°, меди и латуни – 45°, а стали, имеющей среднюю твердость, – 60°, твердой стали – 70°.

Затачивать зубила и сечки нужно на наждачном кругу, попеременно снимая металл то с одной, то с другой стороны лезвия. Чтобы закаленный ранее металл не утратил обретенной твердости, нужно постоянно следить за тем, чтобы он но перегревался, время от времени смачивая его водным 5 %-ным раствором пищевой соды. Правильность угла заточки инструмента проверяют с помощью шаблона. Последнийпредставляет собой прямоугольную металлическую или пластмассовую пластинку, в которой сделаны клиновидные вырезы, имеющие углы 35°, 43°, 60° и 70°, соответствующие рекомендуемым оптимальным углам заточки режущих кромок инструментов. После окончательной заточки режущих кромок с лезвия инструмента снимают заусеницы на оселке или же на ремне с пастой ГОИ. В толстом листовом металле фигурные проемы вырубают зубилами на наковальне или на массивной стальной плите, подложив заранее под заготовку лист мягкой жести.

Рис. 6. Последовательность выполнения просечного декора фонаря:

1 – перевод рисунка на металл; 2 – просекание металла по размеченным контурам;

3 – обработка просечного ажура выколотохным молотком на свинцовой плите;

4 – нанесение чеканом полусферических углублений (ложных заклепох).

Просекание листового металла сечками и зубилами нужно выполнять в следующей последовательности. Установите кончик лезвия сечки на контур рисунка. Чтобы удобно было следить за кончиком лезвия, сечку наклоняют. Убедившись, что лезвие установлено точно, не отнимая его от металла, придают сечке вертикальное положение и ударяют по торцу рукоятки молотком. Сила удара должна быть достаточной, чтобы металл был рассечен с одного раза. Убедившись, что металл просечен насквозь, сечку передвигают и снова устанавливают наклонно и с таким расчетом, чтобы кончин лезвия слегка находил на уже просеченное продольное отверстие. Затем сечку выравнивают и ударяют по бойку молотком. Так продолжают до тех пор, пока не будет полностью просечен намеченный участок контура. Сечки с полукруглым лезвием имеют хорошую маневренность. Ими удобно просекать контуры, имеющие сложную конфигурацию. При этом края просекаемого металла получаютсяплавными, без ступенчатости. Прямые или слегка скругленные линии просекают полукруглыми сечками, имеющими широкие лезвия, а мелкие проемы со сложными кривыми линиями – узкими сечками. Сечками с прямыми лезвиями удобно просекать короткие прямые отрезки линий, а также углы ажурных проемов. Желобчатыми сечками удобно просекать закругленные мелкие детали просечного орнамента акруглые отверстия.

Мелкие и сложные ажурные узоры в тонком листовом металле просекать на деревянном топчано нельзя, так как тонкие перемычки узоров могут легко разорваться. Поэтому просечку тонкой жести нужно выполнять на свинцовой плите. Свинцовую плиту нужно отлить в широкой металлической посудине. Свинцовая плита пригодится и в других случаях, например, для прочеканивания элементов ажурного орнамента с тыльной стороны выколоточным молотком, имеющим шарообразную форму. Элементы просечного узора приобретут благодаря этому некоторую рельефность и дополнительную жесткость. На свинцовойплите с помощью чекана наносят на листовой металл всевозможные декоративные углубления. На рис. 6 дана последовательность выполнения просечного декора фонаря. На краях просечного металла обычно образуются заусеницы и острые кромки. Их опиливают напильниками с разными сечениями. Затем готовые детали сгибают по намеченным линиям и собирают изделие с помощью клепки. Готовое изделие отшлифовывают наждачной бумагой.

Чтобы придать изделию особую выразительность, а заодно и предохранить его от воздействия внешней среды, на него наносят защитную пленку. Например, медное изделие из просечной жести можно декорировать серной печенью. Патинирующий раствор наносят на крупное изделие кистью, а мелкое опускают непосредственно в раствор.

Стальные изделия можно покрыть натуральной олифой, а затем обжечь паяльной лампой до появления на поверхности металла светло-коричневого, коричневого или черного цвета.

Чтобы защитить от коррозии архитектурные украшения из просечного железа, их грунтуют натуральной олифой, смешанной с тертым суриком. В 1 кг олифы нужно добавить 100 г сурика. Грунтовку равномерно втирают в металл, следя за тем, чтобы на нем не осталось даже самых незначительных пробелов. Как только грунтовка высохнет, изделия окрашивают масляной краской.

Источник