Меню

Простая пилорама своими руками просто

На все руки мастера: собираем пилораму на основе бензопилы своими руками

Пилорама — это бензиновый или электрический агрегат, который используют для распиловки древесного ствола или готового бруса вдоль. С помощью этого устройства можно получить необрезную (если речь идёт о необработанном стволе) или обрезную (из бруса) доску. Пилорамы используются на лесозаготовках и деревообрабатывающих предприятиях. Чаще всего они питаются от трёхфазного электричества на 380 В.

Использование заводской пилорамы в домашних условиях затруднено несколькими факторами: большим весом и габаритами распиловочной установки, сложностью организации 380 В в частном хозяйстве, а также крайне высокой ценой для конечного потребителя. При этом экземпляры, бывшие в употреблении, по цене не слишком отличатся от новых. Единственный вариант — попытаться приобрести старую списанную пилораму в каком-нибудь «умершем» лесохозяйстве. Однако такой поиск, а затем восстановление сведут рентабельность аппарата на нет. Гораздо удобнее и дешевле изготовить пилораму из бензопилы своими руками.

Преимущества самодельной пилорамы из бензопилы

Хотя работники лесной промышленности и могут пренебрежительно отнестись к маломощной «приспособе», она всё же имеет целый ряд преимуществ именно для частного использования:

  1. Дешевизна. Одна из решающих выгод. Промышленные станки рассчитаны на большие объёмы и непрерывную работу в течение рабочей смены. Однако стоимость их, как и другого промышленного оборудования, чрезвычайно велика. Такие ориентированы на большие предприятия, прибыль и объёмы производства которых позволяют окупать подобные затраты. Но ведь в частном хозяйстве в таких объёмах нет нужды. Распиловка брёвен выполняется не постоянно, а изредка, и недолго. Намного логичнее собрать самодельный станок для роспуска деревьев. Стоимость даже самого дорогостоящего узла — самой бензопилы — редко составляет больше ста тысяч рублей. Самый простая и маломощная отечественная ленточная пилорама стоит в полтора раза больше. Зарубежные образцы обойдутся в несколько раз дороже. Расходы на металлические запчасти и сварка существенно не влияют на стоимость.
  2. Компактность. Самодельная пилорама за редким исключением — это небольшой агрегат. Его можно без проблем транспортировать, а это даёт преимущество: роспуск древесины можно осуществлять на месте, не подвозя стволы целиком к месту расположения агрегата. Правда, если брёвна лежат вдали от места, где они нужны, придётся потом всё равно транспортировать полученные доски, однако эта задача уже проще и при погрузке, и по требованиям к транспорту. В разобранном виде пилорама из бензопилы практически не занимает места.
  3. Простота конструкции. Инструмент, сделанный своими руками, отличается небольшим количеством деталей и может быть собран человеком без специальной подготовки, кроме сварочных навыков. Соответственно, и сломаться в нём может разве что сама бензопила.

Конструктивные особенности пилорамы из бензопилы

Переносная самодельная пилорама на основе бензопилы

Если станки заводской сборки представляют собой в основном стационарные варианты, то самодельные выгоднее и проще делать переносными. Это обусловливает особенности конструкции. Если в заводском агрегате режущая часть смонтирована на раме, то в самодельном полотно пилы устанавливается в специальную рамку, сваренную из металлического профиля. Он выступает как ограничитель хода, а также определяет ровность реза.

Правда, иногда можно встретить в хозяйстве и стационарную модель, которую предприимчивые хозяева собирают в специально отведённом месте на участке. Здесь уже используется более массивный металлопрокат — швеллер, и уголок, из которых изготавливается ложе для ствола дерева. Массивная каретка с укреплённой на ней бензопилой перемещается вдоль бревна по рельсовым направляющим с помощью роликов. Такие изделия хотя и дают боле точный рез, намного сложнее и дороже в производстве, поэтому оправдывают себя только там, где нужно работать с большим объёмом или длительно время.

Требования к бензопиле

По каким бы чертежам ни была собрана пилорама, она не обеспечит требуемой от неё производительности, если неправильно подобрать главный элемент — саму бензопилу. Стоит заметить сразу, что продольна распиловка древесины даёт длительную и большую нагрузку на двигатель, трансмиссию и пильную гарнитуру. Поэтому чем более качественная и дорогая бензопила работает в связке с рамой, тем быстрее, качественнее и безопаснее будет работа.

Поэтому для работы лучше использовать продукцию полупрофессионального и профессионального сегмента таких марок, как Stihl, Husqvarna, Echo, Makita, Oleo-Mac, Komatsu. Во-первых, в ассортименте данных фирм можно найти инструмент для профессионального использования. А во-вторых высокое качество и надёжность узлов и комплектующих позволит справиться с возложенной на пилу задачей без поломок и остановок в работе.

Читайте также:  Пышные юбки сшить своим руками

Собственно, никто не запрещает использовать для пилорамы недорогую китайскую бензопилу, вроде того же Калибра или Хутера. Однако идя на этот шаг, владелец должен отдавать отчёт в том, что для инструмента работа по роспуску на доски пары стволов за день может стать последней. Даже при успешной работе по заготовке дров и даже валке деревьев, нет гарантии, что при продольном резе двигатель не перегреется и не заклинит. Распуская бревно, длину заготовки проходят за один раз. После такой нагрузки при использовании бытового варианта нужно будет подождать минут 10 — 15, чтобы дать двигателю остыть.

Вне зависимости от производителя, следует учесть следующие параметры:

  1. Достаточная мощность, не меньше 3,5 л. с. это позволит мотору не захлёбываться при «увязании» пильного плотна в древесине. Ещё лучше, когда этот показатель составляет 4 — 4,5 л.с. Ну а счастливые обладатели профессиональных вальных бензопил по 5 — 6 кВТ вообще будут с лёгкостью орудовать собранным станком.
  2. Длина шина не менее 45 см. Меньший вылет пильной гарнитуры явно недостаточен для продольных распиловочных работ. Учитывая, что допилить рез, как при поперечном раскрое, нельзя, длина шины ограничивает максимально возможный диаметр бревна или бруса.
  3. Цепь должна быть прочной и качественной, чтобы не растягиваться после одного-двух проходов. Поскольку для замены цепи придётся снимать бензопилу с креплений, с дешёвыми вариантами без имени, которые склёпывают из безымянной бухты прямо на ваших глазах, лучше дела не иметь вообще. Штиль, Орегон, Хускварна, в крайнем случае Чемпион — вот ассортимент продукции, которую можно использовать относительно долгий срок без замены.

Отдельно стоит отметить такие параметры полотна, как чизельная форма зубьев, увеличивающая скорость реза, а также угол заточки. Для продольного роспуска режущая грань должна быть приведена к 10 градусам. Такие цепи продаются отдельно, но можно переточить и старую цепь, особенно при наличии заточного станка.

Инструкция по сборке простой ручной пилорамы

Одним из самых простых и быстрых способов раскроить кругляк на доски является ручное приспособление для продольного горизонтального реза бензопилой на постоянную толщину. Лёгкость, простота и экономия обеспечиваются за счёт отсутствия основания, куда укладывается бревно. Фактически это отдельно взятая режущая часть заводских станков, только приводится в действие она мускульной силой оператора, который ведёт приспособление вдоль ствола, распиливая его. При распиловке бревно достаточно приподнять на козлы или даже просто два бруса по краям.

Описание рамы для бензопилы

Устройство содержит минимальное число деталей. Все они скрепляются сваркой или гаечно-резьбовыми соединениями:

  1. Станина — представляет собой основу инструмента. Именно к ней крепится бензопила. Выполняется из стального листа толщиной 5 — 8 мм.
  2. Направляющие — привариваются к станине. На них держится вся конструкция с регулировкой толщины спила. Для них лучше использовать две круглые трубки толщиной не менее 3-х мм.
  3. Зажимы для шины — одна планка зажима приваривается к станине, другая соединяется с ней двумя болтами. Заведя шину между губками зажимов и затянув их, можно зафиксировать пильную гарнитуру и уменьшить нагрузку на узел крепления шины к бензопиле.
  4. Каретка — узел, регулирующий толщину срезаемой со ствола доски. Представляет собой две планки с полукруглыми пазами под диаметр направляющих труб. Затягиваются болтами и гайками.
  5. Опорная площадка — составляет единое целое с кареткой, крепится методом сварки с косынками или кронштейнами. Движется поверх отпиливаемой части, не позволяя полотну отклоняться от заданной траектории. Оснащается рукояткой для удобства удержания.

Изготовление основы

Станина вырезается из стального листа. Её размеры — 160 мм длина и 220 ширина. Удобнее всего это делать плазморезом, но если его в хозяйстве нет, то сойдёт и обычная болгарка. Главное — не забыть снять фаску с заготовки для красоты и безопасности. В пластине сверлятся отверстия для крепления зажимов и самой пилы. Для удержания последней можно сделать прорезь болгаркой, а затем облагородить напильником. Это позволит делать небольшие смещения, регулируя вылет шины на станке.

Для направляющих можно взять обычную полудюймовую водопроводную трубу. Соблюдая прямой угол, их приваривают к станине строго вертикально. Места соединения лучше хорошенько обварить, так как это место испытывает значительные нагрузки.

Узлы крепления пилы и шины

Для того, чтобы пила крепко держалась с рамой в едином блоке, нужно модифицировать длинные гайки: приварить к ним шайбы, зафиксировать ими шину, сверху наложить станину с прорезью, а уже через неё затянуть два болта.

Читайте также:  Реконструкция дверей межкомнатных своими руками

Зажимы для шины делаются из стального профиля 25 на 30 мм. Расстояние между отверстиями для стяжки составляет 130 мм. Посередине каждого профиля приваривается контактная площадка в 55 мм длиной и толщиной около 8 — 10 мм. Теперь при затяжке болтов шина, как в тиски, зажмётся контактными площадками, а расстояние между зажимами будет достаточным для свободного хода даже самой толстой и цепи с широкими зубьями.

Один из зажимов приваривается к краю станины между направляющими контактной площадкой вверх.

Сварка каретки и опорной площадки

Каретка ходит по направляющим, позволяя изменять толщину срезаемой доски. Легче всего сделать её из круглой и квадратной трубы. Закрепив направляющие в тисках на нужном расстоянии (ширина каретки 240 мм), сверху кладут по половине разрезанной вдоль трубы длиной около 10 см. В профильной трубе вырезаются пазы, затем она кладётся поперёк направляющих и приваривается к распиленным половинкам. Операция с ответной планкой идентична. После остаётся только просверлить отверстия, которые стягивали бы половинки каретки вокруг направляющих, фиксируя опорную площадку.

Скользящая поверх бревна часть имеет размеры 400 на 500 мм. Нарезав тонкую профильную трубу квадратного сечения, сваривают рамку с двумя поперечинами. После остывания металл шлифуют болгаркой. Трубку для удобства удержания можно тоже сделать из водопроводной трубы. В месте сгиба разогревают металл паяльной лампой или пропановым резаком, после чего зажимают в тиски и тянут по шаблону. Закаливать металл особого смысла нет — достаточно просто отпустить его на воздухе. Трубка обоими концами приваривается к контактной площадке.

Соединяя каретку с контактной площадкой, необходимо усилить шов уголками жёсткости.

После того, как все детали готовы, вся рама собирается вместе со снаряжённой топливом и маслом бензопилой.

Подготовка к работе

Приступая к роспуску кругляка, следует соорудить две прочных подставки, куда бревно можно будет положить или закатить с помощью рычагов. Для того, чтобы ствол не ёрзал и не проворачивался, по бокам его подбивают деревянными клинышками.

Самое сложное — ровно отпилить верхний горбыль, ведь по полученному резу, как по шаблону, пойдёт дальнейшая работа. Чтобы избежать перекоса, к торцам бревна прибиваются или прикручиваются два деревянных бруска, выставленные по уровню. На них кладётся ровная доска на саморезы, и также подбивается клинышками. После проверки геометрии можно приступать к распиловке.

Особенности стационарного самодельного станка

Ложе для бревна и рельсовые направляющие, скреплённые поперечинами, являются основой стационарной пилорамы. К её сборке прибегают при наличии доступа к дешёвому металлу или в том случае, когда предстоит большой объём работы, где полученная выгода оправдает расходы.

Каретка в стационарном станке делается в виде вертикальной П-образной рамки, где примерно посередине располагается крепёж для бензопилы. На концах опорных балок привариваются крепления для роликовых колёс с закраиной, которые будут перекатываться по рельсовому пути. В середине основы делаются упоры для бревна с зажимами. Плюс такого аппарата в том, что нет необходимости выставлять ровную поверхность для спила. Задача оператора — двигать каретку, перемещая её вдоль ствола и следить за работой бензопилы. После среза доски она убирается, а каретка возвращается в исходное положение.

Источник

Ленточная пилорама своими руками чертежи

Уважаемые посетители сайта “Самоделкин друг“ из представленного материала вы узнаете как можно самостоятельно сделать свою собственную ленточную пилораму. Каждый мастеровой человек мечтает иметь в своем хозяйстве свою собственную пилораму, потому как ее наличие в десятки раз уменьшит расходы на пиломатериал. При помощи данного станка можно самому распускать бревна на доски и бруски, так же отличный вариант и для тех кто строится, тоесть доски можно производить непосредственно на месте строительства будущего дома. А так же возможно открыть свою частную пилораму и распускать доски уже за деньги и пополнять семейную казну дополнительным заработком. Вообщем станочек очень хорош со всех сторон, да и самостоятельная его сборка опять же обойдется куда дешевле заводского аналога, потому как много запчастей можно использовать б/у и имеющихся в наличии у автолюбителя, к примеру : колеса от легкового автомобиля, ступицы, подшипники, болты и прочее что можно раздобыть в гараже)

Читайте также:  Резинки канзаши своими руками новинки

Конструкция ленточной пилорамы представляет из себя 1. рельсовую дорожку 2. станину с силовым агрегатом 3. полотно 4 механизмы регулировки и натяжения 5. каретка 6. ровная поверхность (желательно фундамент-плита)

И так, давайте ознакомимся с перечнем необходимых составляющих для сборки станка. А так же разберем весь процесс поэтапно.

Материалы

  1. уголок 100х100, швеллер, рельса от узкоколейки (для изготовления рельсового полотна)
  2. колеса от легкового автомобиля
  3. ступицы
  4. подшипники
  5. профтруба квадратного сечения
  6. шпилька с резьбой
  7. цепь
  8. домкрат
  9. капельница
  10. силовой агрегат (бензиновый или электродвигатель)
  11. арматура
  12. болты, гайки, шайбы, граверы
  13. листовой металл 1 мм
  14. шкив
  15. ремень

Инструменты

  1. сварочный аппарат
  2. дрель
  3. наждак
  4. болгарка
  5. молоток
  6. рулетка
  7. набор гаечных ключей
  8. уровень (лазерный)
  9. линейка
  10. уголок

Процесс сборки ленточной пилорамы своими руками.

И так, первым делом стоит ознакомится с чертежами, потому как любое дело начинается с разметки, как говорится “Семь раз отмерь, один раз отрежь. Так с чертежами ознакомились, а теперь хочется еще отметить то, что самодельные пилорамы бывают нескольких видов

1 Ленточная пилорама с электродвигателем. 2. Ленточная пилорама с бензиновым двигателем. 3 Шинная пилорама. Принцип работы ленточного станка для распиловки древесины. Полотно натягивается на 2 горизонтально расположенных шкива, в данном случае это обычные автомобильные колеса с покрышкой и камерой, неоспоримый плюс данной конструкции в том, что можно производить натяжение пильного подкачкой шин. Ограничитель и поддерживающие ролики располагаются непосредственно в нижней части. Чтож принцип работы надеюсь понятен, далее стоит позаботится о размещении рельсовой дороги по которой будет ходить каретка с пильным полотном и распускать бревна на доски. Площадка должна быть размерами не менее 3 х 6 м, а самое главное ровной! Поэтому необходимо под пилораму залить плиту-фундамент и выровнять до идеально ровной поверхности. Копается углубление, укладывается песчаная подушка и заливается армированная плита из бетона. Далее идет установка самой рельсовой дороги, ее в лучшем случае можно сделать из рельс от узкоколейной железной дороги, но таковое трудно достать, так что придется делать из швеллера либо уголка. Обратите внимание. На фото уголок расположен ребром вверх. Соединять уголок между собой можно сваркой, но при нагреве металла его может повести, а нам нужна идеально ровная дорога, так же можно крепить рельс непосредственно к бетонному основанию при помощи анкерных болтов. Опорные ролики можно сделать из обычных подшипников, либо заказать у знакомого токаря. После чего изготавливается непосредственно сама пильная рама, где используются трубы разного диаметра которые можно вставить одна в другую. за счет чего ползун может подниматься вверх и вниз. Рама же сварена из профтрубы квадратного сечения. В нижней части устанавливают опорные ролики. они должны соответствовать ширине рельсовой дороги. Далее изготавливается механизм подъема. После чего устанавливаются шкивы и ступицы. Подключение к силовому агрегату. Выравнивание и поддержка пильного полотна осуществляется за счет подшипников. Сверху в обязательном порядке следует установить защитный кожух из металла. Техника безопасности здесь превыше всего, потому как полотно может и вылететь . Механизм натяжения можно сделать из небольшого домкрата. После полной сборки пилорамы проводится пробный запуск, если все в порядке, то отключается двигатель и укладывается и крепится бревно. Распускается бревно на доски. Так же можете посмотреть работу лесопилки наглядно на видео.

Вот такая замечательная пилорама вообщем то получилась, теперь распускай доски и бруски для строительства и ремонта сколько угодно, только успевай бревнышки подкидывай)

Источник