Легкий многоцелевой самолет «Птенец-2».
Легкий многоцелевой самолет «Птенец-2».
Разработчик: клуб СЛА «Ротор» г.Кумертау
Страна: Россия
Первый полет: 1995 г. ?
Ультралегкий самолет «Птенец-2», построен энтузиастами микроавиации из г.Кумертау, что на юге Башкирии. Название города с башкирского языка переводится как «Угольная гора». Именно там, с аэродрома местного авиационного завода, «Птенец-2» впервые поднялся в воздух. Микросамолет создан в клубе СЛА «Ротор» на основе многолетнего опыта эксплуатации подобного рода летательных аппаратов — дельталетов и первого «Птенца». Второй, сохранив простоту и легкость конструкции, а также высокие летные характеристики своего предшественника («Птенец-1» на четвертом Всесоюзном смотре-конкурсе СЛА-87 в Москве занял первое место в классе ультралайтов), приобрел еще большую надежность и комфортабельность.
«Птенец-2» предназначен для учебно-тренировочных (возможна установка спаренного управления), спортивных (пилоты клуба — неоднократные победители чемпионатов России и призеры Кубка мира) и патрульных полетов. Дополнительную безопасность в воздухе обеспечивает выстреливаемая парашютная система спасения, размещенная между консолями крыла. А звукоизоляция, вентиляция и отопление кабины вкупе с малошумящим воздушным винтом создают экипажу довольно комфортные условия. Широкое остекление кабины обеспечивает почти круговой обзор, позволяет использовать микросамолет для экскурсионно-туристических и развлекательных полетов. В экстренных случаях в разложенном пассажирском кресле можно перевозить в лежачем положении больного или травмированного человека.
Микросамолет легко разбирается на четыре части, хранится в гараже и вывозится за город к месту старта любым транспортом, в том числе на прицепе за легковым автомобилем. Кроме того, шасси самолета «Птенец-2» может комплектоваться поплавками или лыжами. Предусмотрена также установка радиостанции и системы спутниковой навигации GPS.
Первая особенность компоновки «Птенца» заключается в том, что его силовая установка оснащена толкающим воздушным винтом. Причин такого выбора две. Во-первых, у пилота должны быть максимальными обзор и комфорт. Во-вторых, трубчатые подкосы киля и хвостовая балка окружают винт, образуя своеобразное ограждение, особенно необходимое вне аэродрома — зеваки там всегда найдутся.
Вторая особенность в том, что микросамолет, как уже было сказано, разбирается на четыре агрегата: аэромодуль, две половины крыла и хвост — достаточно отвинтить по три болта у каждой половины крыла и у хвоста. По замерам времени два человека на эту работу тратят не более получаса.
Третья особенность — в компоновке кабины. Как проектировщики располагают кресла в двухместной кабине? По-разному: тандемом (одно за другим) или «дуэтом» (рядом, по-автомобильному). У каждого из вариантов свои плюсы и минусы. Например, время обучения новичка при посадке «дуэтом» в два раза меньше, чем тандемом, — доказано мировой практикой. Однако мидель фюзеляжа на ультралайтах не определяется габаритами двигателя и нет нужды делать его широким. Того же — уменьшения ширины ради снижения лобового сопротивления — требует аэродинамика; в этом отношении узкая в миделе кабина-тандем более выигрышна. Но зато она длинная, что ограничивает обзор второму пилоту. К тому же требуется еще один комплект приборов. Словом, конструкторы всегда стоят перед дилеммой: тандем или «дуэт»? Для «Птенца» же выбрана пока не очень распространенная компоновка кресел со смещением, или «бок о бок».
И еще одна особенность представляемого СЛА — боковая ручка управления, позволяющая вести машину и пилоту, и — с правого кресла — штурману или ученику. Приборная доска «Птенца-2» и боковая панель управления (слева от кресла пилота) содержат всё необходимое для полноценного и безопасного пилотирования, а именно: комплекс приборов и указателей для воздушной навигации, контроля параметров силовой установки и топливной системы, оборудование для создания в кабине комфортной среды, а также органы управления двигателем и бортовой электрической сетью.
Кроме того, имеется связное оборудование — японская УКВ-радиостанция «lcom-22» с авиационным диапазоном частот для связи по маршруту с диспетчерами воздушного движения.
Конструктивно аэромодуль выполнен по схеме: силовой каркас плюс легкая обтекаемая оболочка. Здесь намеренно не употребляется термин «фюзеляж» и заменяется «аэромодулем» не только потому, что эта часть конструкции микросамолета является единицей хранения в разобранном виде. Дело в том, что аэромодуль имеет и самостоятельную функцию: без крыла и хвоста «Птенец» может использоваться как аэромобиль, аэросани или аэроглиссер в зависимости от того, во что он «обут» — колеса, лыжи или поплавки. Что касается компоновки аэромодуля, то она классическая. Спереди, в носовой части, расположены приемник полного воздушного давления (датчик статического давления выведен на левый борт кабины), вентиляционное (от автомобиля «Жигули») и отопительное оборудование (теплый воздух отбирается от радиатора двигателя и по перепускному каналу направляется на лобовое стекло), а также приборная доска; в середине — кресла пилота и пассажира, багажное отделение; сзади, за звуко- и теплоизолирующей перегородкой, — моторный отсек с силовой установкой и топливным баком. Сверху, над кабиной, размещен контейнер выстреливаемой парашютной системы спасения MVEN с пиропатроном. С минимальной высоты 40 м она спасает самолет и экипаж (общей массой до 400 кг) при максимальной скорости 150 км/ч.
Оболочка «Птенца-2» сделана ненесущей и выполняет только две задачи: огораживает пространство кабины и обеспечивает ее аэродинамику. (Несущая оболочка весьма усложнила и утяжелила бы конструкцию.) Композиционные материалы, из которых сделана кабина, плохо воспринимают точечные нагрузки от силовых элементов крыла, хвоста и шасси. Будь конструкция без металлического каркаса, ее пришлось бы усиливать, тут и там подкладывая и подклеивая стеклоткань. А так оболочка аэромодуля весит лишь 22 кг!
Шасси аэромодуля классическое — с передним колесом и пирамидальными боковыми стойками с телескопическими пружинными амортизаторами. Носовая стойка, управляемая педалями совместно с рулем поворота, имеет авиационный пневматик размерами 300×125 мм и полиуретановый амортизатор(дополнительный ход стойке сообщает консоль балки каркаса кабины за счет своей упругости). Боковые колеса диаметром 400 мм — от мокика, оборудованные дисковыми тормозами.
Основой силовой установки микросамолета служит двухтактный 2-цилиндровый двигатель Rotax-582 мощностью 64 л.с. с двойным зажиганием (от четырех свечей). Топливо — бензин Аи-95 в смеси с маслом в пропорции 1:50.
Воздушный винт диаметром 1660 мм — трехлопастный фиксированного шага. Лопасти изготовлены по налаженной в клубе технологии из стеклопластика с серповидной законцовкой и оковкой по передней кромке из нержавеющей стали. Такой винт рассчитан на скорости полета до 180 км/ч с двигателями мощностью от 30 до 60 л.с. и частотой вращения от 2200 до 2900 об/мин. Гарантийный ресурс винта — 300 ч.
Крыло микросамолета — высокоплан-парасоль, отделенное от фюзеляжа и не имеющее с ним вредной интерференции. Такая модульная компоновка дает технологический выигрыш: отдельно делается кабина (аэромодуль), отдельно — крыло. Крыло микросамолета спроектировано по подкосно-расчалочной схеме. В сочетании с V-образными трубчатыми подкосами и предварительно напряженными тросовыми растяжками, отчего на стоянке крыло выглядит изогнутым книзу, оно имеет повышенную прочность и жесткость. В болтанку такое крыло не крутит. А это — дополнительные комфорт и безопасность полета! Профиль крыла — выпукло-вогнутый G584 (по атласу профилей — Gottingen-584). Обшивка крыла выкроена из ткани на основе лавсановых материалов (капроновые не годятся из-за потери вдвое своей жесткости во влажном состоянии). На «Птенце» в основном использован немецкий дакрон марки Profill-LL.
Хвостовое оперение было решено: не профилировать. Пусть профиль остается плоским, как у большинства самолетов. Так проще в технологии и удобнее в эксплуатации. И никаких расчалок с подкосами. Свободнонесущее и аэродинамически чистое оперение. Каркас киля и килевая балка соединяются телескопически трубчатым бужем и фиксируются болтами подкосов киля. Каркас стабилизатора, состоящий из двух частей, стыкуется с килем в двух точках: спереди (двумя болтами, пронизывающими передний лонжерон киля) и сзади (обоймой, вклепанной в килевую балку). Обшивка киля и стабилизатора сшита из дакрона (можно из ткани «полиант» или «майлар»). На рулях высоты и поворота использована ткань «майлар». Окончательно обшивка на элементах хвостового оперения натягивается вручную с помощью шнуровки.
Модель: «Птенец-2»
Длина, м: 10,2
Высота, м: 2,45
Размах крыльев, м: 10,2
Масса пустого самолёта, кг: 270
Макс. взлетная масса, кг: 495
Двигатель: 1 х ПД Rotax 912 S
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 160
Крейсерская скорость, км/ч: 120
Скороподъемность, м/с: 6.
Самолет «Птенец-2» на стоянке.
Самолет «Птенец-2» на стоянке.
Самолет «Птенец-2» на стоянке.
Самолет «Птенец-2» на стоянке.
Самолет «Птенец-2» на стоянке.
Самолеты «Птенец-2» на стоянках.
«Птенец-2» на рулежке.
«Птенец-2» на рулежке.
«Птенец-2» на взлете.
«Птенец-2» на взлете.
«Птенец-2» на взлете.
«Птенец-2» после взлета.
Самолет «Птенец-2» в полете.
«Птенец-2» на поплавковом шасси.
«Птенец-2» на поплавковом шасси.
Приборная панель самолета «Птенец-2».
Компоновка аэромодуля самолета «Птенец-2».
.
Список источников:
«Моделист-Конструктор» 2001, №5,6. А.Тимченко, В.Хрибков. Бронзовый призер чемпионата мира.
Портал малой авиации «Vzletim.aero». Самолет «Птенец-2».
Фотоархив сайта russianplanes.net
Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам
Представляем и рекомендуем наших партнёров:
Источник
Самый дешевый и массовый самолёт Птенец-2
Признанный лучший ультралайт в России.
Трижды бронзовый призер Чемпионатов Мира.
Лидер по критерию «цена – качество».
Лучший самолет для первоначального обучения.
Всепогодный сверхлегкий самолет, наличие обогрева и вентиляции кабины позволяет выполнять полеты в диапазоне температур от -30 до +40 гр. Легко управляется в «болтанку».
Автор проекта и конструктор — Виктор Константинович Хрибков
Разработка конструкторской и производственной документации — ОКБ «РОТОР». Г. Кумертау.
Примерная стоимость самолёта без двигателя — 1 500 000 руб.
Полная стоимость с австрийским двигателем ROTAX-912 примерно 3 500 000 руб.
Скрытый текст
Самолет Птенец-2 не сваливается в «штопор» !
Лучшая компоновка «бок о бок» со смещением при минимальном сопротивлении имеет максимальный объем кабины, что хватает для размещения багажа или даже лежачего пассажира.
Самый компактный и быстроразборный самолет. Двое человек собирают и разбирают его для перевозки за 30 мин. Замечательные свойства для диагностики и ремонта. Все обшивки снимаются как «чулок». Весь каркас самолета Птенец-2 изготовлен из труб Д16Т.
По желанию заказчика самолет Птенец-2 может комплектоваться поплавками и лыжами. Предусмотрена установка радиостанции и системы спутниковой навигации GPS. Силовая установка оборудована двигателем Rotax-912 (100 л.с.)
В разобранном виде самолет может перевозиться всеми видами транспорта. Фирма-изготовитель производит сервисное обеспечение и обучение пилотов, а также поможет в оформлении необходимых документов для производства полетов, подробнее.
ОПИСАНИЕ САМОЛЕТА И ЕГО СИСТЕМ
ПЛАНЕР
Птенец-2 двухместный Сверхлегкий самолет нормальной аэродинамической схемы с подкосно — расчалочным крылом парасоль с толкающим винтом, с трехстоечным шасси.
Крылопрямое подкосное. Состоит из двух полукрыльев. Каждое полукрыло состоит из переднего лонжерона, заднего лонжерона и поперечных перемычек-стоек и тросовых растяжек. Обшивка крыла изготовлена из ткани с внутренними карманами для установки профилированных лат. Профилированные латы (верхние) изготовлены из трубки Д16Т 12х1 мм, нижние латы — ровные они устанавливаются на нижней поверхности крыла. Подкосы крыла — профилированные трубы, которые одним концом крепятся к узлам на переднем и заднем лонжеронах, а другим концом, к силовой балке фюзеляжа.
На заднем лонжероне имеются узлы крепления флаперонов.
Конструктивно элероны выполнены из переднего лонжерона, задней кромки, нервюр-стоек и обшивки, которую натягивают при помощи шнуровки. На передний лонжерон устанавливается кронштейн управления.
Закрылки конструктивно выполнены аналогично элеронам. Кронштейн управления закрылком установлен на внутренней стойке
Фюзеляж самолета ферменно-расчалочный изготовлен из труб Д16Т. Трубы соединены между собой при помощи пластин и болтов. В хвостовой части фюзеляжа закреплено хвостовое оперение: киль, стабилизатор, руль высоты и руль направления.
Конструктивно они все состоят из силового лонжерона, на котором установлены узлы навески, задней или передней кромки (киль) и стоек- нервюр
Обшивка натягивается при помощи шнуровки.
Передняя часть фюзеляжа — образует кабину экипажа. На диагональных трубах установлена моторама для крепления двигателя. Капоты изготовлены из композиционных материалов. В передней части фюзеляжа установлены балка с педалями системы управления передним колесом и рулем направления, балка крепления кресел пилотов. Кресла расположены по диагонали. На диагональных трубах установлена система управления самолетом по тангажу и крену.
К нижней силовой балке фюзеляжа при помощи кронштейнов установлены основные стойки шасси.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ
Управление самолетом состоит из вспомогательного и основного. Основное управление предназначено для отклонения руля высоты, элеронов и руля направления. К вспомогательному управлению относится:
— управление выпуском закрылков,
— система торможения и система управления носовым колесом.
Управление рулем направления двойное — для каждого пилота имеются педали управления, смонтированные на нижней силовой рамке фюзеляжа. Обе пары педалей одновременно являются педалями управления поворотом носовой стойкой.
Управление рулем высоты и элеронами осуществляется при помощи поста управления установленного между пилотами. Пост управления состоит из ручки управления, кронштейна, трубы, вала и качалок управления элеронов, расположенных на вертикальной силовой трубе каркаса фюзеляжа. К ручке управления подсоединены тяги, которые своим другим концом подсоединены к качалке, установленной на рулях высоты.
Управление рулем поворота состоит: из педалей, тросовой проводки, кронштейнов, установленных на руле поворота и роликов, установленных на диагональной балке. К внутренним стойкам педалей прикреплены тяги управления, которые связаны с уголком закрепленным на передней стойке. Перемещение педалей вперед и назад вызывает перемещение тросовой проводки и изменение положения руля направления, одновременно происходит и перемещение тяг связанных с носовой стойкой, что приводит к вращению передней стойки. Для уменьшения трения и износа тросов они натянуты на ролики с шарикоподшипниками закрытого типа. Для регулировки натяжения тросов установлены тандеры (резьбовые натяжители). При перемещении левой педали вперед происходит разворот самолета влево.
Управление закрылками осуществляется при помощи рукоятки с рычагом фиксации и тяг, которые соединяют рукоятку с закрылками. Система установлена между ног первого пилота. При расфиксации рукоятки и ее перемещении вверх происходит отклонение закрылков вниз. Закрылки имеют три установочных положения — «Закрылки убраны», «Посадочное положение», «Взлетное положение». Контроль положения — визуальный.
Управление тормозами основных колес шасси — механическое. Управление тормозами осуществляется отклонением ручки управления «от себя». Тормозные механизмы установлены на левой и правой рессорах. Командный рычаг соединен с тормозными механизмами гибкой тросовой проводкой. На ступице колес установлены тормозные диски.
ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Пилотажно-навигационное оборудование предназначено для обеспечения выдерживания заданных режимов полета и решения задач самолетовождения. Пилотажное оборудование размещено на приборной панели.
В его состав входят:
— высотомер ВД-10;
— вариометр ВР-5;
— указатель скорости УС-250;
— указатель крена и скольжения;
— указатель оборотов двигателя RОТАХ;
— указатель уровня топлива;
— счетчик моторесурса. На самолете может устанавливаться также и другое оборудование.
ШАССИ САМОЛЕТА
Самолет оснащен шасси с передней опорой, основные опоры расположены позади центра тяжести самолета симметрично относительно его продольной оси. Основные опоры выполнены в виде полубалок, которые закреплены при помощи скоб к центральной силовой балке фюзеляжа. Колеса основных опор оснащены механическими тормозами. Носовая стойка управляемая. Функцию амортизатора выполняют шайбы, установленные на носовой стойке.
На самолете может быть установлено также лыжное, или поплавковое шасси.
ФОНАРЬ КАБИНЫ ЭКИПАЖА
Фонарь кабины экипажа состоит из каркаса, образованного двумя вертикальными стойками, на которых при помощи заклепок закреплено органическое стекло. Двери кабины пилотов изготовлены из органического стекла на металлическом трубчатом каркасе. Двери открываются вперед.
СИСТЕМА СПАСЕНИЯ
На самолете устанавливается быстродействующая парашютная система спасения БПС -350. Система предназначена для спасения экипажа вместе с самолетом при возникновении в полете аварийной ситуации.
Система устанавливается за кабиной пилотов и закреплена на специальной балке. Ручка привода метательного механизма расположена вверху на продольной трубе между пилотами.
Параметры Значение
Размах крыла 10,2 м
Длина 6,51 м
Высота 2,45 м
Площадь крыла 12,7 м2
Вес конструкции 270 кг
Взлетный вес 495 кг
Тип СУ Rotax-912
Мощность СУ 100 л.с.
Скорость min 65 км/ч
Крейсерская скорость 120 км/ч
Скорость max. 160 км/ч
Скороподъемность 6 м/с
Перегрузка +6/-3
Запас топлива (без дополнительного бака) 60 л
Объем дополнительного топливного бака 40 л
Источник