Раздатка УАЗ Хантер: Устройство и переключение
Сегодня невозможно представить автомобили повышенной проходимости без специального оборудования, к такому механизму относится раздатка УАЗ Хантер. Устройство помогает технике преодолевать участки дорог, которые с классической комплектацией казались бы не проходимыми. Способность автомобиля передвигаться по поверхности без покрытия достигается распределением импульса на каждое приводное колесо. Как правило, в этом задействованы оба моста автомобиля.
Раздаточная коробка на УАЗ «Hunter», это вспомогательный механизм, расположенный рядом с коробкой передач. Наличие агрегата, вдвое увеличивает количество ступеней, а удачное сочетание передаточных чисел повышает эксплуатационные способности техники.
Раздаточная коробка UAZ «Hunter»:
Устройство раздаточной коробки УАЗ Хантер
Раздатка УАЗ Хантер однорычажная, предназначение изделия, распределять импульс, снимаемый с силового агрегата на рабочие пары колёс. Конструктивно, агрегат оснащён двумя ступенями и пониженной скоростью. Дифференциал между осями в конструкции отсутствует.
На вал раздаточной коробки импульс поступает после классической коробки скоростей. Второстепенный вал постоянно контактирует с основной ступенью пары колёс позади машины, связь происходит посредством кардана. Активация первой пары колёс соединяет друг с другом валы при помощи зубчатой муфты, при этом, детали оборачиваются с равными скоростями.
Схема раздаточной коробки:
Конструкция содержит поддон, выполненный из чугуна и закрывающийся заглушкой. Кроме того, в состав включены валы: главный, второстепенный, срединный, вал активации передних колёс; колёса с зубьями и муфты, выключающие передние колёса.
Раздаточная коробка УАЗ «Хантер» фиксируется к поддону классической коробки болтами в количестве четырёх штук, для уплотнения сочленения используют герметичный состав. Выравнивание изделий друг к другу происходит наружной частью подшипника второстепенного вала коробки передач. Сзади на поддоне раздатки крепятся детали ручника. Поддон коробки раздатки содержит главный, срединный валы, валы активации передних и задних колёс, детали фиксируются в качающихся подшипниках.
Окончание второстепенного вала классической коробки с вырезанными на поверхности шлицами, это главный вал раздаточной коробки, вставленный в главную шестерёнку изделия. Вал, активирующий задние колёса, закреплён на подшипниках с шариками в количестве двух штук, деталь размещается коаксиально, относительно главного вала. Кроме того, посреди вала предусмотрена шестерёнка активирующая устройство измерения скорости. Срединный вал выполнен совместно с шестеренкой снижающей ступени, фиксация происходит посредством подшипников с шариками и роликами. Деталь активации передних колёс выполняется совместно с шестерёнкой и крепится снизу в поддоне на двух подшипниках с шариками.
Управление раздаткой происходит двумя штоками и двумя вилками, место нахождения, заглушка поддона раздаточной коробки. Переключение происходит посредством скольжения вилок по неподвижным стержням.
Неполадки и способы устранения
Коробка нуждается в периодическом осмотре и сервисе. Механизм надёжен, неприхотлив и живуч, при условии правильного с ним обращения.
Источник неполадок | Ликвидация |
Чрезмерный гул устройства | |
Слабый крепёж раздатки к классической коробке, либо ослабление фиксации крышек подшипника. | Затяните крепёж. |
Разбалансировка кардана. | Настройте, либо смените изделие. |
Снос подшипников. | Поменяйте сношенные подшипники. |
Снос шестерёнок. | Поменяйте сношенные шестерёнки. |
Несоответствие характеристик рабочей жидкости. | Поменяйте на рекомендуемую жидкость. |
Низкий уровень смазки. | Долейте жидкость до нормального уровня. |
Сложное переключение | |
Высокая степень износа колёс машины. | Замените колёса, установите нормальный напор. |
Заедают соединители валов. | Отшлифуйте, поменяйте повреждённые элементы. |
Повреждение устройств фиксации передач. | Выровняйте или поменяйте устройство. |
Передачи «вылетают» | |
Стёрты зубья шестерёнок. | Поменяйте сношенные шестерёнки. |
Увеличены промежутки в продольных выступах вала. | Обеспечьте нормальные промежутки. |
Снос фиксирующих устройств, снижение усилия упругих элементов. | Поменяйте сношенные элементы. |
Утечка рабочей жидкости | |
Нарушение уплотнения. | Замените уплотнители. |
Снижение уровня затяжки крепежа. | Затяните крепёжные изделия. |
Повреждение сальников. | Поменяйте уплотняющие элементы. |
Рытвины и поры не поверхности остова. | Поменяйте элементы остова. |
Ремонт коробки УАЗ «Hunter»:
ВАЖНО!: На машинах «Hunter» используются передаточные коробки на четыре или пять ступеней. В пяти ступенчатых устройствах применяется рабочая жидкость, характеристики которой разнятся с параметрами смазки раздаточной коробки, смесь этих суспензий не допустима. Рабочая жидкость четырех ступенчатой коробки и раздатки идентична, смешивать масла можно.
Переключение раздатки УАЗ Хантер
Управление и активация раздаточной коробки происходят из кабины водителя, дистанционно. Для этого пользователь задействует рычаги, расположенные с правой стороны по отношению к нему. Примечательно, что на машине, в зависимости от установленной комплектации, применяют как однорычажную, так и двух рычажную конструкцию управления коробкой.
Включение пониженной передачи активирующим механизмом с одним рычагом, сопровождается самостоятельным сдвигом рычага в конечной точке, под воздействием пружинного элемента, в левую сторону (по направлению к водителю).
Положения рычагов переключения передач раздаточной коробки:
Порядок выключения пониженной передачи сопровождается предварительным сдвигом рычага вправо до упора (по ходу движения машины). После чего рычаг перемещается в нулевое положение, вперёд по ходу движения машины.
При работе с механизмом, управляющим раздаткой двумя рычагами, учитывают, что верхний переключатель приводит в работу переднюю пару колёс. Позиции устройства: первая (колёсная пара включена), вторая (колёсная пара выключена). Раздаточная коробка управляется тремя положениями: первое (главная передача работает), второе (нулевое положение), третье (пониженная передача активирована).
ВАЖНО!: Для предотвращения поломки зубьев шестерёнок раздаточной коробки, при переключении ступеней, активировать и выключать устройство (прямую и низшую ступени) можно только после полной остановке машины.
Смена смазки
Раздаточное устройство, это изделие, поломка которого случается крайне редко, поскольку механизм надёжен, прост и технологически совершенен. Однако, процедура замены рабочей жидкости, для подтверждения выше сказанного, обязательна.
Заводом, выпускающим раздаточные коробки на УАЗ «Hunter», предусмотрено проведение манипуляций через каждые 30000км пробега. Объём заливаемой жидкости равен 0,7 литрам. Для заливки приобретается трансмиссионная смазка, соответствующая критериям: 75W90, класс GL-3.
ВАЖНО!: Старое масло сливается после завершения поездки на машине, не поздней чем через пятнадцать минут с момента остановки.
- Для проведения работ возьмите ключ на «12», ёмкость для отработки;
- Поместите ёмкость под сливное отверстие поддона раздаточной коробки;
- Для упрощения процедуры откройте заглушку отверстия залива масла;
- Выкрутите заглушку слива и слейте жидкость;
- Промойте заглушку, устраните примеси и металлические частицы, установите на место;
- Заправьте коробку чистой смазкой, используя шприц, и выдержав нужный уровень;
- Поставьте на место пробку отверстия для заливки смазки.
Источник
Как разобрать и собрать раздаточную коробку автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Разбираем раздаточную коробку для замены изношенных деталей
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник
Снимаем раздаточную коробку, как описано в предыдущей статье
Очищаем раздаточную коробку снаружи
Заливаем в картер раздаточной коробки около 0,5 л керосина или дизельного топлива и промываем коробку, вращая валы
Сливаем жидкость и снимаем привод спидометра
Откручиваем рукоятки обоих рычагов и сдвигаем резиновый защитный чехол
Откручиваем ключом на 12 пресс-масленку оси рычагов и снимаем ее
Ключом на 19 откручиваем гайку оси, удерживая таким же ключом ось рычагов
Удерживая пластмассовые шайбы, вынимаем из кронштейна рычаги
Снимаем защитный чехол и шайбы
Более короткий рычаг устанавливается ближе к водителю
Снимаем детали стояночного тормоза
Замена сальников
Разгибаем бородком контровку гайки вала привода заднего моста
С помощью головки на 27 и трубчатого ключа откручиваем гайку
Под гайкой установлена шайба
Съемником спрессовываем фланец
Ключом на 12 откручиваем четыре болта крепления грязеотражателя, и снимаем грязеотражатель и прокладку
Снимаем тормозной щит
Грязеотражатель и тормозной щит устанавливаются только в одном положении
Откручиваем ключом на 12 болт крепления крышки подшипника и снимаем крышку с прокладкой
Отверткой поддеваем и снимаем сальник
Отрезком трубы или оправкой диаметром 65 мм запрессовываем новую манжету
Чтобы заменить манжету вала привода переднего моста:
— откручиваем и снимаем гайку фланца привода переднего моста
Спрессовываем фланец съемником
Откручиваем ключом на 12 три болта крепления крышки и снимаем крышку с прокладкой
Крышка установлена так, что прилив на ней закрывает отверстие в картере
Манжету заменяем таким же образом как манжету фланца привода заднего моста
Снятие валов
Откручиваем ключом на 12 четыре болта крепления крышки механизма управления
Снимаем механизм управления
Откручиваем ключом на 14 четыре болта крепления крышки лючка и снимаем крышку с прокладкой
Откручиваем ключом на 12 три болта крепления крышки заднего подшипника вала привода переднего моста, и снимаем крышку
Также снимаем крышку заднего подшипника промежуточного вала
Ключом на 12 откручиваем двенадцать болтов крепления крышки картера, при этом гайки двух болтов придерживаем ключом на 13
Снимаем крышку с валами и прокладкой
Откручиваем ключом на 12 болт крепления стопорной пластины штоков вилки и снимаем пластину
Молотком с бойком из мягкого металла выбиваем штоки вилок
Снимаем вилки, вынимаем из них шарики и пружины
Шток вилки включения переднего моста имеет две лунки, а шток включения понижающей передачи имеет три лунки
Вынимаем ведущую шестерню
Отверткой поддеваем и снимаем стопорные кольца трех подшипников
Молотком из мягкого металла выбиваем промежуточный вал с подшипником и вынимаем его
Также выбиваем и вынимаем вал привода переднего моста
Также вынимаем вал привода заднего моста
Последовательно снимаем с вала привода заднего моста:
— маслоотражательную шайбу (шайба установлена впадиной к шестерне);
— шестерню привода спидометра.
Двумя монтажными лопатками или съемником спрессовываем внутренний подшипник
Поддеваем отверткой и снимаем стопорное кольцо с промежуточного вала
Спрессовываем съемником шариковый подшипник с промежуточного вала
Снимаем шестерню включения переднего моста
Бородком разгибаем контровку гайки вала привода переднего моста
Зажимаем вал в тиски с губками из мягкого металла, ключом на 36 откручиваем гайку
Монтажными лопатками спрессовываем подшипник
Второй подшипник удобнее спрессовать съемником.
Роликовый подшипник промежуточного вала без необходимости лучше не выпрессовывать из картера, но если подшипник сильно изношен или поврежден, извлекаем его, зацепив съемником за ролики. Заглушку подшипника не вынимаем, так как ее трудно установить надежно.
Перед сборкой тщательно промываем все детали в керосине или дизельном топливе и осматриваем их.
На деталях картера и крышки недопустимы трещины любой формы и длины.
Картер с крышкой заменяются только в сборе. Гнезда подшипников и отверстия под штоки переключения передач должны быть гладкими, без забоин, следов задиров и заметного износа.
Подшипники должны входить в гнезда плотно от усилия руки или при легком постукивании через проставку. Прокладки должны быть целыми, без разрывов, расслоений и надломов.
Валы и штоки проверяем на отсутствие трещин, заметных следов износа, задиров и наволакивания металла. Это относится и к шлицевым частям валов, ответные детали должны двигаться на валах легко, без ощутимых люфтов и заеданий.
Незначительные следы задиров, а также возможной коррозии (на шлицах) устраняем надфилем или очень мелкой наждачной шкуркой.
На зубьях шестерен и муфты недопустимы сколы, следы заеданий и выкрашивания. Поврежденные детали заменяем.
Подшипники качения должны быть в безукоризненном состоянии: их вращение должно быть легким без заеданий, щелчков и люфта. На дорожках качения, шариках и роликах не допускаются усталостные выкрашивания (питтинг), заметный износ и сколы.
Сепараторы шарикоподшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы.
После пробега около 100 тыс. км все подшипники лучше заменить независимо от их состояния. Манжеты также заменяем.
Перед сборкой все детали раздаточной коробки кроме картера и крышки покрываем трансмиссионным маслом, на прокладки наносим тонкий слой герметика.
Болты крепления крышек подшипников и отверстия под них обезжириваем ацетоном и при сборке на резьбу наносим герметик.
Собираем раздаточную коробку в последовательности обратной разборке.
При установке штоков в вилки, утапливаем шарик шлицевой отверткой, сжимая его пружину.
Для упрощения установки крышки на корпус, не фиксируем штоки стопорной пластиной, оставляя им свободу перемещения.
Сначала совмещаем подшипники и валы с их посадочными местами.
После этого стягиваем крышку и корпус болтами и только потом вдвигаем штоки в отверстия картера и фиксируем их стопорной пластиной.
Перед затяжкой болтов крепления крышек валов с манжетами, центруем их, установив на валы фланцы.
Источник